В нашей первой статье, посвященной уровню, еще не ставшему Уровнем месяца, мы хотели бы поговорить об уровне «Patterns of Impulse» (IV/44), заглянуть, так сказать, за кулисы этого уровня. Мы предлагаем Вам комментарии от Alain и от автора уровня. Приятного чтения!

Мой уровень момента

Недавно мне попался на глаза уровень «Patterns of Impulse». Обычно мне не очень нравятся подобные уровни (чересчур нервные для меня), но попытавшись его решить, я был приятно удивлен. Попытаюсь объяснить, что я имею в виду.
Посмеявшись над представлением, которое устроили хаотично передвигающиеся импульсные камни (смотрите также «Stay There!» или «Bendixxon», в последнем уровне нет импульсных камней), я вдруг открыл мистическую правду об уровне: он является почти идеальной иллюстрацией молекулярно-кинетической теории Больцмана!!
Чего-чего? Ну, представьте себе, что импульсные камни - это частицы, находящиеся в движении (длина свободного пробега в любом случае невелика - меньше единичного отрезка - длины участка решетки уровня), которые в начале уровня образуют аморфное твердое тело: ничего не двигается, так что первоначальная температура равна абсолютному нулю. Затем приходит шарик, который слегка касается одного из камней, и тут начинается такое! Это можно проинтерпретировать следующим образом: твердое тело вдруг тает (получившееся вещество недостаточно разрежено для газа, это, скорее, жидкость), и если Шарик пробует плыть в этой жидкости, броуновское движение оставляет от него одни осколки, так что ему лучше оставаться в одном из укрытий. Наконец, спустя какое-то время (и не без помощи Шарика) жидкость остывает и снова замерзает, сохраняя кристаллическую структуру (подробнее об этом смотрите ниже) и (в идеале) освобождая путь к камням-оксидам …
Обычно игра в Enigma требует от игрока постоянно действовать, и часто действовать быстро, что в свою очередь требует значительной концентрации и не позволяет видеть, что на самом деле происходит. Но в этом уровне, пока жидкость остывает, мы можем наблюдать несколько интересных явлений:
Когда сталкиваются два импульсных камня (например, один движется направо, а другой - налево), они ударяются друг о друга, как и реальные частицы, но это абсолютно упругий удар: после удара каждая из частиц возвращается туда, откуда она пришла, так что сумма импульсов сохраняется. Но если движется только одна из частиц, она передает свой импульс другой, но вместо того, чтобы остановиться, она тоже возвращается.
Сумма импульсов удваивается! Мы можем назвать это «более-чем-абсолютно-упругим» ударом. Еще «хуже», когда импульсный камень сталкивается с центральным камнем группы из трех камней: после удара все три камня начинают двигаться, а первый камень возвращается назад, так что импульс учетверяется.
Кристалл кубической сингонии с простой решеткой
Когда камни перестают двигаться, они, как правило, образуют правильный узор (что-то вроде изображенного на снимке).
Я предлагаю называть эту структуру кубической сингонией, потому что она выглядит словно кристалл с кубической сингонией, если на него взглянуть сверху. В этом кристалле расстояние между двумя соседними частицами равно двум единичным отрезкам. Но есть и более компактная, и более редкая, структура кристалла, которая является стабильной при нуле; мне она напоминает решетку алмаза.
Кристалл с решеткой алмаза
(одна частица в нижнем ряду отсутствует: невозможно поставить сюда камень без того, чтобы не задеть один из камней центрального ряда, а это бы привело к … о-о-о-й!)
В этом случае рядом с каждой частицей расположены четыре соседние частицы, как при кубической сингонии, но расстояние между ними равно квадратному корню из 2 единичных отрезков. Примерно 70% от расстояния в первом случае. Вообще-то существует и более компактная стабильная структура, где все пространство заполнено импульсными камнями, но чтобы образовать ее, нужно создать давление, которое Шарику не по силам. В этой структуре, которую мне очень хочется назвать «структурой нейтронной звезды», расстояние между частицами равно одному единичному отрезку, 70% от решетки алмаза и половина простой решетки.
Об этих структурах можно сказать еще вот что: представьте себе ряд импульсных камней, расположенный на абсолютно пустой (если не считать этих камней) плоскости. Каждый участок занимает квадрат с нечетной абсциссой: 1, 3, 5 и т. д. Затем в точке 0 появляется шарик, который сталкивает камень с позиции 1 на позицию 2. Этот импульсный камень приводит в движение следующий, который находится на позиции 3. Тот смещается на позицию 4, а первый камень отправляет обратно на позицию 1. Затем камень с координатой 4 толкает следующий камень с позиции 5 на позицию 6, а тот в свою очередь отправляет его назад на позицию 3, и т. д. Здесь мы наблюдаем распространение волны давления, которую я бы назвал фононом. Я также наблюдал своего рода пустоты (пузырьки, перемещающиеся в жидкости) и колебания температуры. Можно даже наблюдать, как в еще бурлящей жидкости вырастают, а иногда и частично тают, кристаллы льда. Также когда две части жидкости замерзают, образуя недопустимую кристаллическую структуру, она преобразуется в нормальную структуру, которая может распространяться в твердом теле …
И все это происходит, пока Вы ждете, чтобы камни угомонились!
Мысленно возвращаясь к шагающим переключателям из уровней «How solid?», «The Flagstone Reaper» и «The Dark Outside», я начинаю осознавать, что у Andreas'а есть опасный дар вызывать к жизни странные создания (наполовину роботов, наполовину инопланетян), наблюдая затем за их самостоятельным развитием, словно герой романа Мери Шелли …
Б-р-р-р-р!
Alain
Первая версия «Patterns of Impulse», которая все еще хранится у меня на жестком диске, датируется 30 мая 2005 года. Согласно моей собственной нумерации, этому уровню был присвоен номер 21. Таким образом, это достаточно поздний уровень, но обо всем по порядку …
Ребенком я полностью прошел Oxyd 1. Это был бесценный опыт, и, мне кажется, он в немалой степени поспособствовал формированию моего характера, научив, что терпение и усердный труд и вправду вознаграждаются. Но после того, как я прошел сотый уровень и не нашел никого, с кем бы я мог сыграть в уровни для двух игроков, я быстро забыл об Oxyd, поскольку я тогда не знал о других играх этой серии.
Шли годы, я играл в другие игры. Я в основном перешел с Windows на Linux, когда начал учебу. А затем, в один счастливый день году в 2004 или в 2005, я случайно нашел Enigma 0.81 в дистрибутиве SuSE. Она сразу же привлекла мое внимание, и я начал в нее играть. Но мне также стало интересно, продолжается ли работа над ней. Многие проекты их авторы бросают с течением времени. Но не Enigma. Я быстро нашел в интернете версию 0.92, и так как я не смог собрать ее, я играл в нее под Windows. Но мне хотелось большего, и я взглянул на файлы уровней. Разобраться в них было несложно, а BlackBallEditor помог мне создать несколько простых пробных уровней.
Первый их них, мой номер 1, и вправду был не более чем экспериментом. Номер 2 уже был поинтереснее. Там использовалось обратное трение, как в серии «Nightmare», но без смертоносных камней. Это был один из тех уровней, которые сами себя решают. Затем мне в голову пришла мысль использовать в уровне фигуры Лиссажу. Вообще-то, мой первый уровень был похож на тот, который позже стал известен как «Lissajous», но там был ротор вместо передвигающихся смертоносных камней. Так как у меня было еще недостаточно опыта для написания подобного уровня, я просто скопировал часть кода из уровня Nat'а «When Gravity Fails» и создал свой первый уровень, который позже получил название «Lissajous' Revenge»(«Месть Лиссажу») (да, сначала была «Месть», я выбрал названия позже). За ним последовали «Spaceleast» (6) и «Spaceless» (7), «Laser Castle» (8), «Friend or Foe?» (9), «Laser Path» (11), «Robin's Wood» (13), «Tropical Island» (14: да, в основе «Robin's Wood» и «Tropical Island» лежит одна идея), «Turn Around» (15), «Lissajous» (17, наконец), «Moure-Switches» (19, мне хотелось создать уровень, в котором головоломка была бы основана на коде), и множество идей, которые никогда не были реализованы в виде полноценных уровней. В какой-то момент я решил написать 16 уровней, которые можно было бы включить в игру (16 — это квадрат моего любимого числа). Это был первый раз, когда я опубликовал что-то, что сам написал. Считая перечисленные выше уровни, мы получим 11 уровней.
Затем был «Patterns of Impulse», номер 21. Я не знаю, как мне пришла эта идея. Я не планировал писать этот уровень; по-моему, я просто развлекался, располагая подвижные импульсные камни в случайном порядке, но не забывая о симметрии, чтобы посмотреть, как они будут взаимодействовать. Я люблю хаотическое поведение (в математическом смысле слова), оно уже стало движущей силой для «Laser Castle» и позже станет для «Orbitting» и «Chess, Bugs & Rock'n'Roll». У хаоса есть удивительное свойство создавать порядок из самого себя, порядок более примитивный, чем мы обычно имеем в виду, употребляя это слово. Из хаоса возникают упорядоченные структуры, и именно это происходило с импульсными камнями. Это было увлекательно.
Кстати, я раскопал первую версию «Pattern of Impulse» и переработал ее, чтобы она была совместима с версией Enigma 1.01. Вы можете скачать ее здесь.
Там уже были камни-оксиды, я поместил несколько по краям уровня. Сначала они там были только для того, чтобы успокоить BlackBallEd, который не позволял мне сохранить уровень без оксидов. Но затем я попытался добраться до оксидов сквозь разворачивающийся хаос. И не смог. Понаблюдав за двигающимися импульсными камнями, я решил, что открыть камни-оксиды в подобном уровне может быть интересным заданием. Хотя я заметил, что уровень был еще далек от совершенства. Там недоставало лишь чуточку контроля. Я хотел заставить игрока контролировать хаос, утихомирить его. Достаточно ловкий игрок открыл бы камни, просто пробравшись сквозь вездесущий хаос, но более интересным мне виделось другое задание.
Так что я убрал четыре импульсных камня (которые я использовал для придания законченности рисунку) и поместил двери, закрывавшие оксиды, добавив также триггеры и камни на невидимых экранах вверху и внизу. Я уже использовал этот прием в «Laser Castle», и объединил его здесь с таймерами, чтобы быть уверенным, что пройдет некоторое время, прежде чем двери снова откроют путь к оксидам. Это хорошо сработало. Я стал придумывать название. Мне хотелось обратить внимание игрока на узоры, которые можно заметить на приведенном в движение уровне. Тогда я как раз прочитал об одной из серий сериала Star Trek под названием «Узоры силы» («Patterns of Force»), которую я никогда не видел и которая считается одной из худших серий за всю историю этого сериала; но я решил использовать название. Я быстро выбрал в качестве окончательного названия «Patterns of Impulse», которое, по моему мнению, прекрасно описывало уровень.
Я добавил легкий вариант и 15 июля 2005 года я отправил «Patterns of Impulse» и еще 15 уровней в рассылку с приятным чувством, что работа уже сделана, с Enigma для меня покончено и теперь я могу заняться другими делами. Если бы не это непрекращающееся обсуждение рейтингов …
Andreas Lochmann

Copyright © 2003 - 2014 by Daniel Heck and contributors. Всё текстовое наполнение доступно на условиях Creative Commons License.
Версия страницы: $Revision: 1.74 $, последнее обновление: $Date: 2014/03/29 20:32:19 $.

In our first independent level article, we want to talk about and look behind the curtains of “Patterns of Impulse” (IV/44). Have fun with a comment from Alain and one from the author!

My level of the moment

I recently came across “Patterns of Impulse”, which is not the kind of level I usually like (too frenetic for me) but trying to solve it gave me a very nice surprise that I will try to explain here:
After having laughed at the show made by the frantically moving impulse stones (look also at “Stay There!” or “Bendixxon”, the last one without impulse-stones), I suddenly discovered the mystical truth about this level: It illustrates almost perfectly L. Boltzmann's kinetic theory of thermodynamics!
Howzsat? Well, just imagine the impulse-stones are moving particles (the free path anyway is not much: less than one unit length, wiz the length of a cell in the landscape) which constitute an amorph solid at the beginning of the level: Nothing moves so that the initial temperature is the absolute zero. Then comes Blackball who caresses slightly one of the impulse stones, and suddenly everything explodes! This can be interpreted as the solid suddenly melting (the fluid is not compressible enough to be a gas, but rather a liquid) and if ever Blackball tries to swim into this liquid, a brownian motion crashes him, so he'd better stay in one of the shelters. Finally after some time (and some help from Blackball here and there) the fluid cools down and freezes again, keeping a crystal-like structure (more on this later) and freeing a path (hopefully) to the oxyd stones …
Usually, playing an Enigma level is being always active, and often rapid, which requires a lot of concentration and does not really let the player see what happens. But for this level, during the cooling of the fluid, one can observe several interesting phenomena:
When two impulse stones meet, say one moving to the right and the other to the left, they endure a shock like real particles, but the shock is perfectly elastic: After the shock, every one of the separating particles comes back to where it came, so that the total momentum is conserved. But if only one of the particles is moving, it gives its momentum to the other one, but instead of stopping, it comes back as well:
The total momentum is doubled! We could call this a more-than-elastic shock. The “worst” case is when an impulse-stone hits the central stone of a group of three, which after the shock begin to move all of three, plus the initial moving stone, which comes back, so that the momentum is quadrupled!
cubic crystal
When the stones don't move anymore, they tend by themselves to be arranged in a regular pattern, which we may call a crystal, and looks typically like this.
I propose to call this crystal structure the cubic system because it looks like a cubic crystal viewed from above. In this crystal, the distance between two neighbours is twice the unit length. But there is a more compact, a rarer, crystal structure which is stable (temperature zero), which I compare to the diamond structure.
diamond crystal
(one particle is missing on the lower line: impossible to move another here without touching one of the stones of the middle line, which would … arrgh!)
In this crystal structure, every particle has 4 neighbours like in the cubic structure,  but the distance between neighbours is the square root of 2, times the unit length: About 70% of the preceding. Actually there is a still more compact stable structure, where the space is completely filled with impulse-stones, but to build it would require much more pressure than Blackball could furnish. In this structure that I would be tempted to call the “neutron star structure”, the distance between neighbours is simply the unit length, then 70% of the diamond and half of the cubic structure.
There is more to say about these structures: Imagine a row of impulse-stones in an otherwise empty terrain, each occupying a cell with odd abscissa: Cells 1, 3, 5, etc. Then along comes Blackball at position 0 who pushes impulse-stone at 1 to position 2: The impulse-stone excites the one at 3, who goes to 4 and sends it back to position 1. Then  the stone at 4 sends the one at 5 to 6, which makes it resume its equilibrium position at 3, etc.: What we see is the propagation of a pressure wave in this pattern, which I would call a phonon. I have also observed some kind of cavitation (bubbles of void moving in the fluid), and temperature fluctuation. One can even see the ice crystal grow in a still moving fluid, and sometimes partly melting. Also when two parts of the liquid freeze in incompatible crystal structure, a fault appears in the crystal which can propagate in the solid …
All of this while waiting that the situation calms down!
Thinking to the moving switches of “How solid?”, “The Flagstone Reaper” and “The Dark Outside” I begin to realize that Andreas has the dangerous gift of giving life to strange creatures (half-robot and half-alien) and observing their independent evolution, not unlike the hero from a Mary Shelley book …
Brrr!
Alain
The first version of “Patterns of Impulse” I still have on my hard drives dates back to May the 30th, 2005. In my internal nummeration, it was number 21, and hence a relatively late level, but first things first …
As a child, I played Oxyd 1 completely through. It was a great experience, and I think it formed my character in quite a way, as it taught me that patience and hard work really do pay off. But after I completed level 100, and didn't find anyone to play through the link games completely, I quickly forgot about Oxyd, as I didn't know about the follow-up games.
Years passed, so did the games I played. I switched from Windows to mainly Linux, when I started to study. And then, on some happy day in 2004 or 2005, I found Enigma 0.81 through the linux distribution SuSE by random. It immediately caught my attention, and I started playing. But I was also curious, was it still in development? Many projects get abandonded over the years. Not so with Enigma. I quickly found version 0.92 on the internet, and as I wasn't able to compile it, I played it on Windows. But I wanted more—and looked at the level files. They seemed easy to understand, and the BlackBallEditor helped me to write some first simple experiments.
The first one, my number 1, really was just an experiment. Number 2 already grew more interesting: It used reversed friction, like in the “Nightmare” series, but without death stones. It was one of those levels which solved themselfes. Then I got the idea to realise Lissajous curves in a level. Indeed, my first motivation was similar to what I later realised as “Lissajous”, but with a rotor instead of a moving death stone. As I wasn't good enough to program this, I simply copied some code from Nat's “When Gravity Fails” and created my first real level, which would later be called “Lissajous' Revenge” (yes, the revenge was first, I chose the titles later). What followed, were “Spaceleast” (6) and “Spaceless” (7), “Laser Castle” (8), “Friend or Foe?” (9), “Laser Path” (11), “Robin's Wood” (13), “Tropical Island” (14: Yes, “Robin's Wood” and “Tropical Island” both came from the same idea of realising some theme in Enigma), “Turn Around” (15), “Lissajous” (17, finally), “Moure-Switches” (19, I wanted to create a code-puzzle level) and lots of ideas that never made it to mature levels. At some point I decided to write 16 levels to be published—16 being the square of my favourite number. This would be the first time for me to really publish something I programmed. Counting the levels above, we get 11.
Then came “Patterns of Impulse”, as number 21. I don't really know how this idea developped. It surely wasn't planned, and I think, I just played around a bit, putting some movable impulse stones together, randomly, but with some respect to symmetry, just to see how they would interact. I love (mathematically) chaotic behaviour, this was already the driving force for “Laser Castle”, and would later lead to “Orbitting” and “Chess, Bugs & Rock'n'Roll”. Chaos has the fascinating habit of creating order out of itself, order of a more primordial kind than what we normally understand about this concept. Patterns emerge from chaos—and exactly this was what happened with the impulse stones. It was fascinating.
By the way, I dug up the first version of “Pattern of Impulse” and dressed it for Enigma 1.01. You can download it here.
There already were oxyd stones, I had put some into the edges of the level. At first, they just were there to appease BlackBallEd, which wouldn't let me save the level without setting oxyd stones. But then I tried to reach the oxyds through the evolving chaos. And failed. After watching the moving impulse stones, it became an interesting challenge to open the oxyd stones as well. Though I noticed, that the level wasn't perfect yet. It needed some control, just a little bit. I wanted to force the gamer to control the chaos, to keep it quiet. A good dexterity-player would open the stones just by sneaking through the ubiquitous chaos—that wasn't what I saw to be the more interesting challenge.
So I removed four of the impulse stones (chosen to meet the design), and added the doors to shut the oxyds by adding triggers and stones in the (invisible) screens above and below. I used this technique before, in “Laser Castle”, and combined it here with timer stones to make sure that the doors would wait a moment before opening the way to the oxyds again. It worked out well. I thought about a title. I wanted to point out at the patterns visible in the activated level. At that time I read about a show in the Star Trek series called “Patterns of Force”, which I never saw, and which is considered one of the worst Star Trek shows ever; but I stuck to the title. I quickly settled with “Patterns of Impulse” perfectly describing the level, as I think.
I added an easy mode and on July 1st, 2005, I send “Patterns of Impulse” and 15 other levels to the devel mailing list, with the good feeling that work has been done and now I'd be through with Enigma and could go on with other things. If it wasn't for this persistent discussion about ratings …
Andreas Lochmann

Copyright © 2003 - 2014 by Daniel Heck and contributors. The textual content is available under the Creative Commons License.
Page version: $Revision: 1.74 $, last update: $Date: 2014/03/29 20:32:19 $ .